Яндекс.Метрика

 

Всепобеждающая энергия солнца

 

Заслуженный художник России Юрий Сергеевич Коробов - один из ведущих живописцев Вологодчины, его имя хорошо знают на Северо-Западе страны, ценят в Москве. Он принадлежит к тому типу творцов, которые сразу и навсегда нашли свою тему в искусстве и преданно и верно служат ей. Этой темой стала для него судьба, радость и боль северной деревни, и более широко - всего Русского Севера в прошлом и настоящем.

Для выставки в Кирове Юрий Сергеевич выбрал сорок пейзажей. И это неслучайно. Пейзажное начало является важнейшей частью как жаровых полотен, так и натюрмортов художника. И, по сути, это очень верно, ведь природная среда окружает крестьянина на протяжении всей его нелегкой трудовой жизни, во все времена года, являясь не просто средой обитания, но источником существования, мерой всех вещей. Веками уклад жизни на селе определяется ритмами природы, деревенский человек, как в прошлом, так и поныне ощущает себя малой частью этой то щедрой, то грозной стихии.

За долгие сорок лет напряженного труда Юрий Коробов обрел неповторимое лицо в творчестве. Это произошло не только благодаря природному дару и самоотверженности, но и поддержке вологодских коллег и друзей, самой Вологодской земле - источнике нескончаемого вдохновения. Работая первые годы в довольно сдержанном эмоциональном и колористическом ключе, в какой-то мере отдавая дань уже завершившемуся «суровому стилю», постепенно Юрий вышел на иной образно-поэтический уровень постижения бытия. Этому способствовал его интерес еще в юности к деятельности «Бубнового валета», что свидетельствовало о самом серьезном отношении начинающего художника к живописи, стремлении как постичь тайны этого великого ремесла, так совершить и свои открытия. Пребывание в этой традиции позволило ему пройти все стадии живописного развития этого объединения, от энергии фактурной манеры и обобщения формы И.Машкова и П.Кончаловского до кубо-футуристических фантазий А.Лентулова. Довольно рано Юрий начал писать чистым, открытым цветом, все более обобщая форму, но на этом не закончились его искания.

Найти тропинку к своему особому, заповедному миру вологодскому живописцу удалось благодаря еще более глубинной традиции, уходящей в XIX век к самому А.Куинджи и его романтической школе (Н.Рерих, А.Рылов, А.Борисов). Кстати, именно Куинджи был зачинателем той, постепенно раскрепостившей живописную пластику, линии в русской живописи, которая привела и к «Бубновому валету» и к самому крайнему проявлению русского авангарда - абстракционизму. Из российских художников второй половины XX, рубежа XX-XXI веков, работавших и работающих в романтической традиции, базирующейся на роли светотеневого акцента в произведении, вспоминаются московские живописцы М.Абакумов и И.Орлов. И хотя они несхожи как между собой, так и с Юрием Коробовым, но едины именно в своей любви к свету, как особой среде, могущей передавать сложные, яркие, взволнованные эмоции, показывая мир, как бы с иной стороны.

Север строгий на первый взгляд, меняет свое обличье, преображаясь красотой таких чудесных явлений природы, как радуга, гроза, сияние знойного летнего солнца, феерия заката. Эти приметы, как известно, входят в арсенал романтического искусства. Оказалось, что Юрий вдохновляется именно ими. Благодаря этому у него стали появляться приподнимающие над обыденностью, порой кажущиеся фантастичными, картины природы. Полотна «Радуга», «Гроза», Ярило», «Закат в лесу», «Золотой вечер», «Осенний свет» красноречиво свидетельствуют об этом. Важнейшим живописным средством, позволяющим автору добиваться этого, явилось соединение цвета со светом, дающим невероятные результаты.

Вспоминая его ранние полотна, понимаешь, что эта черта с первых шагов была присуща живописцу, но только в годы зрелости достигла полной мощи выражения. То это сгустки цвета, подобные драгоценным минералам, загораются с невиданной, почти мистической силой, и красота их буквально завораживает, то цвет легко и нежно, как ветерок пронизывает пространство, позволяя живописцу добиться удивительного сияния колорита. Расплавленная магма единой цвето-световой субстанции затопляя все пространство холста, кажется, вырывается за его пределы, создавая вибрирующее, невероятное по мощи, энергетическое поле. В результате энергия солнца, наполняя цвет, то, буквально прожигая его, то, выступая зыбким сияющим маревом, становится выразителем глубинных чувств автора, его беспредельного восторга и любви к миру.

Многие годы, разрабатывая линию романтического пейзажа, Юрий Коробов сумел объединить многолетние и никогда не прекращающиеся пленэрные искания с декоративным опытом авангардистской живописи и традиций народного искусства. Вдоль и поперек им исхожена и изъезжена вся Вологодская область и ближние к ней края, накоплен огромный этюдный материал, питающий живописца, не позволяющий ему уйти в сторону чистого формотворчества. Свои реальные наблюдения автор уточняет, заостряет, иногда стилизуя, доводя до появления яркого неповторимого образа, квинтэссенции данного объекта или явления. В живописи вологодского художника принципиально важна реальная, подсмотренная в самой природе цвето-световая интрига, поэтому в его формальном языке всегда заключено горячее чувство жизни. Мы видим у него реальность усиленную, звонкую, праздничную, такую, какая живет в творениях народного искусства прошлых эпох. И мы с полной уверенностью говорим: живопись Юрия Коробова есть пример полнокровной жизни реалистической традиции, закаленной и обновленной опытом авангарда, в новом веке и тысячелетии.

Кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Вологодской областной картинной галереи

2016 г.
Ирина Балашова