Школа, традиция - какое место они занимают в творчестве современного мастера? Об этом серьезно думаешь, глядя на произведения вологодского художника Юрия Коробова. Его отношение к творческому труду вбирает в себя не только глубокое знание классики, но и стремление продолжать ее традиции, высокопрофессиональным языком говорить о проблемах сегодняшнего дня, о современном человеке. Ю Коробова нельзя на¬звать художником-созерцателем, в каждом своем полотне автор активно отстаивает позиции реалистической школы, основанной на заинтересованном и глубоком проникновении в суть явлений жизни. И чувствуешь, что каждому из законченных произведений предшествовал период большой подготовительной работы, напряженный труд души и сердца. Натурный материал - это всегда импульс, эмоциональный толчок к длительной работе над картиной. Именно так можно характеризовать большинство живописных произведений Ю Коробова. Обращается ли он к пейзажу, пишет ли натюрморт, в конечном итоге это попытка создать обобщенный образ родной земли.

Основываясь на методе работы с натурой, черпая из нее богатство цветовое и образное, он как мастер умеет свести, сконцентрировать свои жизненные впечатления в продуманное, отточенное в деталях произведение. Город, где живет художник, деревня, где обычно работает летом, здесь на родной Вологодской земле находит он героев своих картин, черпает вдохновение от окружающей его природы. Можно ли пройти мимо и не залюбоваться хра¬мом, затененным густой зеленью и будто пытающимся заглянуть через эту преграду в реку, чтобы увидеть там свое отображение. Можно ли не застыть в немом восхищении возле изумрудного озера, ограненного строгим, словно стерегущим свое сокровище, лесом. Увиденные в натуре мотивы, приобретают яркую образность и обобщенное звучание благодаря строгому отбору дета¬лей, композиционной выверенности, и дополняющему все это цветовому бо¬гатству. Картины художника рождаются по разному. Порой, толчком к этому служит увиденный в жизни эпизод, порой, особое цветовое состояние, будоражащее чувства и мысли. Синтез натурного и умозрительного, индивиду-ального и обобщенного - вот что вкладывает художник в решение образа каждого произведения. Спиленное равнодушной рукой человека старое де¬рево, уже не дающее тени уютному домику... Останки древнего монастыря, в поверженных куполах и крестах которого не заиграет солнце... И снова конк¬ретный мотив путем обобщения перерастает в образ - символ, где звучат размышления художника о жизни сегодняшней, о делах человеческих.

Начало творческого пути Ю.Коробова, как профессионала, пришлось на вторую половину 70-х годов. Он, как и все молодые живописцы, прошел этап поиска художнических ориентиров и пристрастий. Мне думается, что молодому автору помогла творческая среда, уже сформированная в это время в Вологде. Большое и благотворное влияние оказали на него более опытные старшие коллеги. Совместные выезды на пленэр, в вологодские деревни, посещение выставок классиков русского искусства, проходившие в те годы в столичных музеях, совместные вернисажи - формируют четкие профессиональные ориентиры молодого живописца, утверждают и укрепляют его личную позицию и взгляды на проблемы творчества, на задачи современного художника. Это влияние выразилось в том, как органично без резкой ломки Ю Коробов приходит к близкой его сердцу теме; пробуя, обретает присущий его видению пластический язык. Как и его коллегам - единомышленникам. Ю Коробову не безразличны проблемы и трудности мира современной деревни, в которых как в зеркале отражаются боль и надежда род¬ной страны. Он пишет деревню в разное время, открывая в этих незатейливых мотивах каждый раз что-то новое и в то же время утверждая вечную и неизменную ее красоту. Природа Севера наделена в полотнах художника удивительным красочным богатством. Насыщенная цветовая гамма его пейзажей рождает ответный эмоциональный отклик в душе зрителя, подчеркивая тем самым живописный талант автора. В картинах Ю Коробова практически нет действия, но всегда присутствует точно подмеченное состояние, верно найденная интонация, типажная характеристика. Герои его картин и современны, и в то же время наделены вневременной окраской. Они будто прихо¬дят к нам со старых пожелтевших фотографий, сумевших задержать лишь на мгновение сложный, напряженный ритм их жизни.

Размышления – пожалуй, это главный эмоциональный аккорд практически всех работ Ю Коробова, адресованы ли они пейзажу, или образам деревен¬ской жизни. Статичность поз, уравновешенная компоновка форм, приведенная к общему ключу цветовая гамма, выдержанная чаще всего в теплых тонах, настраивают зрителя на процесс длительного всматривания, проникновения и погружения в произведение. Это настойчивое желание постичь характер природы и человека, а, в повседневном обнаружить зерно непреходящей ис¬тины нагружает работы живописца особой смысловой энергетикой. Это сверхзадача, ориентированная на высокие духовные и профессиональные идеалы, зримо присутствует и направляет руку и сердце художника.

 

Заслуженный работник культуры, Искусствовед Вологодской областной картинной галереи

2002 г.
Любовь Соснина